Дмитриева Екатерина Евгеньевна

Доктор филологических наук (2011), ведущий научный сотрудник Отдела русской классической литературы ИМЛИ РАН, профессор кафедры сравнительной истории литератур Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), преподаватель Французского университетского колледжа (CUF).

Специалист в области истории русской литературы, истории французской и немецкой литератур, сравнительного литературоведения, переводчик. Автор около 300 публикаций, в том числе 3 монографий.

В рамках проекта разрабатывает темы: «Виртуальное (художественное) и реальное воскрешение усадебной жизни в эмиграции (случай Бунина, Горького, Рахманинова, Осоргина и др.); 2) «игра» западных писателей в русскую усадьбу (Карл Штернхейм, Жан Ануй; 3) западноевропейский замок как культурная мифологема и пространство жизнетворчества 4) топос усадьбы и замка в литературе fin du siècle и периода между двух мировых войн; 5) тургеневский и чеховский усадебный след в европейской литературе».

Избранная библиография: 

Монография:

  1. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай.  М.: ОГИ, 2003; 2-е изд. – 2008 (в соавт. с О.Н. Купцовой)

Статьи:

  1. Хозяин и гость в пространстве русской усадьбы // Хозяева и гости усадьбы Вяземы. Вяземы, 1999 (в соавт. с О.Н. Купцовой)http://elibrary.ru/item.asp?id=25371523
  2. Русский человек на rendez-vous: (усадебная любовь и ее литературное моделирование) // Солнечное сплетение. Литературный журнал. Иерусалим. 2001. № 16-17. С. 93 -106.
  3. Сад Плюшкина, Сад Гоголя // Поэтика русской литературы. К 70–летию Ю.В. Манна. М.: РГГУ, 2001. С. 148-160.
  4. Русская усадьба: конец Золотого века // Кануны и рубежи. Типы пограничных эпох – типы пограничного сознания. Материалы российско-французской конференции. Ч.1. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 286-299.
  5. The Country Estate as Subject of Cultural Studies in Russia [Усадьба как предмет культурологических штудий в России] // Social Sciences and Political Change. Promoting Innovative Research in PostSocialist Countries. Bruxelles ; Bern ; Frankfurt ; New York ; Oxford ; Wien : P.I.E.Peter Lang, 2003. – 285 стр. P. 219238.
  6. Путешествия в усадьбу и усадебное гостеприимство: к проблеме жанрового генезтса «Мертвых душ» // Гоголь как явление мировой литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 231–238.
  7. Запахи русской усадьбы // Ароматы и запахи в культуре: В 2 т.. Т.2 / Под ред.  О. Б. Вайнштейн. М.: НЛО, 2003. С. 134-166. Адрес электр. доступа: https://vk.com/doc-23433303_283163063
  8. Как поссорился английский садовый стиль с французским («Дубровский» и «Барышня-крестьянка») // Михайловская Пушкиниана. Выпуск 41. Материалы Михайловских Пушкинских чтений «1825 год» и конференции «Пушкин и британская культура. Пушкинский круг чтения» (2005 год). Сельцо Михайловское-Псков, 2006. C. 145-151.
  9. La gentilhommière russe [Русская усадьба] // Les sites de la mémoire russe / Sous la direction de Georges Nivat. [Урочища русской памяти. Под ред. Жоржа Нива]. T. 1. Géographie de la mémoire russe. Paris: Fayard, 2007. – 866 стр.  С. 353-380. http://www.fayard.fr/les-sites-de-la-memoire-russe-9782213600604
  10. Ostafievo. [Остафьево] // Les sites de la mémoire russe / Sous la direction de Georges Nivat. [Урочища русской памяти. Под ред. Жоржа Нива]. T. 1. Géographie de la mémoire russe. Paris: Fayard, 2007. – 866 стр. С. 381-394. http://www.fayard.fr/les-sites-de-la-memoire-russe-9782213600604
  11. The Country Estate and Russian Literary Imagination (1761-1917) [Усадьба и русское литературное сознание (1761-1917)] // Gardens and Imagiation: Cultural History and Agency. A symposium cosponsored by The Huntington and Dumbarton Oaks / Michel Conan (ed.). Washington: Dumbarton Oaks Trustees for Harvard University, 2008. – 259 стр. P. 165-190.http://www.chicagobotanic.org/book/gardens_and_imagination_cultural_hist...
  12. Новый венок усадьбе (Рец. на кн.: Рузвельт П. Жизнь в русской усадьбе. СПб., 2008) // Новое дитературное обозрение. 2009. № 98. C. 325-330.
  13. Инструментализация усадебной архитектуры в прозе Гоголя: свое и чужое // Дом-музей писателя: история и современность. Одиннадцатые гоголевские чтения. М. 2011. С. 200-209.
  14. ЗАБЫТЫЙ АВТОР И ЗАБЫТЫЙ КАЛЕНДАРЬ. М.С. Бранкевич и его «Самовернейший астрономический Телескоп, или Всеобщий астрономический, политический и экономический календарь на 336 лет» // МИХАЙЛОВСКАЯ ПУШКИНИАНА. Выпуск 61. «...и КАЛЕНДАРЬ ОСЬМОГО ГОДА...» Материалы научно-практических чтений «Библиотека в усадьбе»(24—28 апреля 2013 года) и научной конференции «Музей. Реставратор. Реставрация» (17—19 июля 2013 года). Сельцо Михайловское Пушкинский Заповедник 2013 . С. 74-85.
  15. Der russische Landsitz: Topos eines Mythos und Ort der Mythenbildung // Gartenkultur in Russland : Beiträge des Symposiums am Zentrum für Gartenkunst und Landschaftsarchitektur (CGL) der Leibniz-Universität Hannover, 9. - 11. Mai 2012 /  Anna Ananieva, Gert Grőning, Aleksandra Veselova (ed.) (="Die Gartenkunst" 25/2013, Heft 1). – 257 стр. berlin.de/universitaet/fakultaet-gestaltung/institute/institut-fuer-geschichte-und-theorie-der-gestaltung/forschung/publikationen/die-gartenkunst-gartenkultur-in-russland/ fl
  16. Проблема городского сада в Париже на рубеже XVIII-XIX веков // Сад в городе: миф и реальность . Сборник материалов междисциплинарного семинара 20-22 сентября 2012 года / Под ред. А.Г. Разумовской. . Псков: Псковский государственный университет, 2013. – 149 стр. С. 21-35.
  17. Немецкое Эльдорадо: город-сад в немецком Фрайбурге-Бресгау (экологический район Вобан)  // Сад в городе: будни и праздники Сборник материалов междисциплинарного семинара в Пскове 6 мая 2016 года. Псков, 2018. М. 28-36
  18. Беззаботное плавание и неистовый танец:  парижские гингетты belle époque // Новое литературное обозрение.  2018. № 149. С. 117-131.
  19. Pourquoi la tournée des gentilhommières par Tchitchikov finit-elle en Sibérie ? Conjectures sur la partie inachevée des Âmes mortes de Gogol  (Почему объезд Чичиковым усадеб закончился в Сибири? О предполагаемом продолжении «Мертвых душ» Гоголя. // Transferts culturels en Sibérie. De l’Altaï à la Iakoutie / Sous la direction de Pavel Alexeiev, Ekaterina Dmitrieva, Michel Espagne. Paris: © Édition Demopolis, 2018.