Михаленко Н.В. Образ усадьбы в литературно-художественных журналах русской эмиграции первой волны («Жар-Птица» и «Перезвоны»)

Автор: 
Михаленко Н.В.
28/07/2020

Михаленко Н.В. Образ усадьбы в литературно-художественных журналах русской эмиграции первой волны («Жар-Птица» и «Перезвоны») // Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм: Коллективная монография / Сост., отв. ред. и автор предисл. О.А. Богданова. — М.: ИМЛИ РАН, 2020. С. 160-169. (РИНЦ)

Образ дореволюционной усадьбы в журналах русского зарубежья «Жар-Птица» (1921–1926) и «Перезвоны» (1925–1929) полифоничен и интермедиален: он создается с помощью репродукций художественных картин на усадебную тему (С.Ю. Судейкина, К.А. Сомова — в «Жар-Птице», С.Ю. Жуковского и С.А. Виноградова — в «Перезвонах»), статей об особенностях усадебного быта и об уникальных поместьях прошлого (Н.И. Мишеева «Старинные усадьбы» в «Перезвонах»), в рассказах и стихах, связанных с «усадебным топосом» (Саши Черного «Весна на Крестовском», И.А. Бунина «Молодость», К.Д. Бальмонта «На волчьей шубе» и др. в журнале «Жар-Птица»). «Энциклопедия усадебной жизни» создана в поэме Саши Чёрного «Дом над Великой (Картины из русской жизни)» в журнале «Перезвоны». Образ усадьбы в эмигрантских журналах овеян мифами, питается идиллическими воспоминаниями об утраченной родине. Жизнь в гармонии с природой, организация быта и повседневного времяпрепровождения как произведения искусства, культурное и духовное развитие человека — это, с одной стороны, недостижимый ностальгический идеал для эмигрантов, с другой — животворящая память, объединяющая русских за рубежом.