Велигорский Г.А. Трагедия «выморочного» рода в романах «Господа Головлевы» (1880) М.Е. Салтыкова-Щедрина и «Авессалом, Авессалом!» (1936) У. Фолкнера

Ювеналий Коровин "Проклятие" 1955–1957. Из серии иллюстраций к роману М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"
Автор: 
Велигорский Г.А.
25/03/2020

Велигорский Г.А. Трагедия «выморочного» рода в романах «Господа Головлевы» (1880) М.Е. Салтыкова-Щедрина и «Авессалом, Авессалом!» (1936) У. Фолкнера. // Новый филологический вестник. 2020. № 1(52). С. 265-275. (ВАК, Web of Science, ERIH PLUS, РИНЦ)

В настоящей статье принята попытка проанализировать художественные средства, при помощи которых два писателя – У. Фолкнер и М.Е. Салтыков-Щедрин – изображают в своих романах, написанных в жанре «генеалогической саги», гибель угасающего дворянского рода. Помимо естественных причин разложения дворянской семьи (таких как пьянство в случае Головлевых, преступные истоки обогащения в случае Сатпена, а также отступление от патриархального уклада в обоих случаях), оба писателя обращаются к причинам метафизическим – в частности, к предопределенности гибели, изначальной обреченности дворянского рода в силу того или иного греха, «червоточины». Фолкнер и Щедрин развивают метафору дворянской усадьбы как мавзолея, в котором заточены ее обитатели; гробницы или гроба, где они упокоились еще при жизни; образ ледяного Дантова ада, воплощенного на земле, в мире дворянской усадьбы. Эти метафоры и образы усиливаются демоническими чертами в образах главных героев романов – Томаса Сатпена, Арины Петровны, Иудушки, – усиливаемые развернутыми параллелизмами. Оба писателя в своих произведениях создают особый текст, используя для этого всевозможные образы: мифологические, библейские, даже сказочные; нашей задачей будет проследить их художественное своеобразие. В качестве дополнительной задачи мы попытаемся выявить общие места двух романов и доказать, что роман М.Е. Салтыкова-Щедрина мог оказать влияние на У. Фолкнера и отразиться на его художественном мировоззрении в период работы над романом «Авессалом, Авессалом!».