Междисциплинарный семинар в Иностранке: «Усадебный миф в русской литературе, живописи и архитектуре»

Дата проведения: 
25/08/2019

 

17 июля 2019 г. в Библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ) состоялась презентация проекта Российского научного фонда № 18-18-00129 «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд» (рук. д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН О.А. Богданова), а также прошли выступления его участников – сотрудников ИМЛИ РАН: с.н.с., к.ф.н. А.С. Акимовой, с.н.с., к.ф.н. Н.В. Михаленко, н.с. П.А. Ворон – об особенностях интерпретации образа усадьбы в творчестве А.Н. Толстого, А.В. Чаянова, Б.П. Свешникова. Кроме того, работе семинара принял участие заведующий сектором редких книг, рукописей и фотофондов Государственного музея-усадьбы «Архангельское», к.и.н. К.Г. Боленко.

Анна Сергеевна Акимова в докладе «“Созерцательно-мечтательная жизнь” Алексея Николаевича Толстого: усадьбы Самарского края в творчестве писателя» рассказала о том, что детство Толстого прошло на степном хуторе Сосновка в 70 верстах от Самары, принадлежавшем его отчиму А.А. Бострому; там была «барская обстановка». Писатель сохранил на всю жизнь воспоминания о родных краях, которые обнаруживают себя на страницах рассказов 1910-х гг., написанной в эмиграции повести «Детство Никиты», романов «Хождение по мукам» и «Петр Первый».

Наталья Владимировна Михаленко в сообщении «От Петровско-Разумовского до “Братства Флора и Лавра”: истоки усадебного мифа в утопии А.В. Чаянова» затронула вопрос о прообразе утопического светского монастыря-университета, расположенного на территории старинной усадьбы Архангельское, где сельскохозяйственные работы студентов сочетались с постижением наук и искусств, в романе известного экономиста и писателя «Путешествие моего брата Алексея…». Она показала, как москвоведческие интересы Чаянова, его внимание к истории поместья «Петровско-Разумовское», в котором в 1865 году разместилась Петровская академия (позднее – Сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева), способствовали созданию утопического образа высшего учебного заведения.

Константин Григорьевич Боленко представил краткую историю усадьбы «Архангельское», главное внимание уделив проектам использования этого усадебного комплекса в 1900-1920-е гг. Он говорил о том, что для понимания того, как Архангельское превратилось в 1918 г. в государственный музей, а также для адекватного восприятия проектов превращения усадьбы в своеобразный инкубатор творческой молодежи (А.В. Чаянов), необходимо учитывать, что уже в первой трети XIX в. Архангельское в значительной мере было общественным пространством. Усадьба была открыта для публики, стала одним из любимых мест московского образованного общества и воспринималась как общественная ценность. Такое представление об Архангельском, а также осознание этого усадебного комплекса памятником архитектуры и садово-паркового искусства, хранилищем значимых художественных коллекций сделали музеефикацию усадьбы вполне естественным шагом. Сами владельцы также рассматривали возможность передачи усадьбы государству (формально – государю) или превращения ее в частный творческий центр.

Полина Алексеевна Ворон в докладе «Романтизация усадьбы Бориса Свешникова» обратила внимание на то, что трансформация усадебного мифа явилась прямым откликом на изменения политического и историко-культурного характера в жизни России начала ХХ века. Однако и в это время представление об усадьбе как о возвращенном рае было сохранено, претерпев некоторые изменения. На территории бывших усадеб были образованы своеобразные художественные коммуны, обитатели которых стремились сохранить полноценный образ жизни в единстве духовных и физических занятий. Такая коммуна, сыгравшая значительную роль в жизни русского футуризма, особенно – литературно-художественной группы «Гилея», была создана в усадьбе графа Мордвинова – Холомки.

Исследовательница обратила внимание и на то, что специфическим образом усадебный миф трансформировался и актуализировался и в так называемом «лагерном» искусстве, например в созданной в месте заключения «Лагерной сюите» Б. Свешникова – серии рисунков, выполненных пером. Элементы усадьбы стали здесь знаками памяти и помогли сконструировать особенный, гофмановский, и во многом амбивалетный мир живописи Б. Свешникова. 

На семинаре присутствовали 20 слушателей, были вопросы и реплики. Онлайн-трансляцию на сайте «KudaGo: Москва» посмотрели более 11000 человек.

https://vk.com/video?z=video-37119411_456240055%2Fpl_cat_updates  

Фотоотчет