Российские литературоведы – исследователи усадеб

Сегодня литературоведческие исследования по проблеме обоснования уникальности и специфичности «усадебного топоса» для русской литературы и культуры, а также выявления его конститутивных, константных  черт  находятся на этапе каталогизации и предварительной классификации обширного материала, критерии которых окончательно не выработаны.

Еще в 1980-е годы российская филологическая наука обогатилась замечательным исследованием Д.С. Лихачева «Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст» (СПб.: Наука, 1982), в котором, среди прочего, уделялось внимание садам и паркам русских дворянских усадеб, и небольшой, но ёмкой работой Ю.В. Манна «В кружке Станкевича» (М.: Детская литература, 1983; в доп. и перераб. виде: «Гнезда русской культуры. Кружок и семья», М.: Новое литературное обозрение, 2016), где «усадебная культура» бакунинского Прямухина представала основой ряда выдающихся достижений русской литературы и культуры второй половины XIX столетия. Однако необходимость целенаправленного освоения феномена русской помещичьей усадьбы была осознана наукой о литературе лишь в 1990-е годы, когда одна за другой появились книги Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)» (СПб.: Искусство–СПБ, 1994), В.Г. Щукина «Миф дворянского гнезда: Геокультурологическое исследование по русской классической литературе» (Krakow, 1997), Е.Е. Дмитриевой в соавт. с О.Н. Купцовой «Жизнь усадебного мифа: Утраченный и обретенный рай» (М.: ОГИ, 2001). Эти издания имели первопроходческий, установочный характер, прочерчивая линии будущих исследований и намечая области приложения сил возможных последователей.

За прошедшие 20 лет «усадебная» тема в том или ином аспекте поднималась в ряде литературоведческих статей, опубликованных в центральных и региональных изданиях (Т.А. Лебедевой, Л.Н. Летягиным, О.А. Поповой, Т.М. Жапловой, М.В. Глазковой, Е.В. Жеребковой, Т.М. Вахитовой, И.Б. Павловой, О.А. Богдановой, В.А. Доманским, А.Е. Гуцевич, Л.Н. Зинченко, Е.Г. Милюгиной, Е.А. Чистяковой, Н.А. Биккуловым и др.), и диссертаций, защищенных в университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Твери, Костромы и др. К настоящему моменту установочные импульсы монографий 1980-1990-х годов во многом исчерпаны; остро требуется обобщение результатов, достигнутых в разрозненных и, как правило, локальных исследованиях предыдущих десятилетий, открытие новых горизонтов, а также координация поисков отдельных российских и иностранных ученых-литературоведов в деле освоения «усадебного топоса» прежде всего средствами своей науки. Настоящий проект в ходе его реализации вполне может привести, на базе выполняющего его научного коллектива, к созданию центра не только отечественного, но и мирового литературоведческого «усадьбоведения».

Обзор подготовила О.А. Богданова.

Щукин Василий Георгиевич родился 4 сентября 1952 г. в Москве. В 1974 г. закончил филологический факультет Московского университета (диплом с отличием, дипломная работа на тему “Литературно-критическая деятельность М.Е. Салтыкова-Щедрина в журнале “Отечественные записки в 1868 году”), в 1977 г.

Доктор филологических наук (2011), ведущий научный сотрудник Отдела русской классической литературы ИМЛИ РАН, профессор кафедры сравнительной истории литератур Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), преподаватель Французского университетского колледжа (CUF).

Купцова Ольга Николаевна – историк театра и литературы, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник сектора театра Государственного института искусствознания.

Доктор филологических наук (2008). В 1992 году окончила Оренбургский государственный педагогический университет п