Акимова А.С. «Созерцательно-мечтательная жизнь»: усадьбы Самарской губернии в раннем творчестве А.Н. Толстого

Автор: 
Акимова А.С.
15/10/2019

Акимова А.С. «Созерцательно-мечтательная жизнь»: усадьбы Самарской губернии в раннем творчестве А.Н. Толстого // Верхневолжский филологический вестник. 2019. №3 (18). C . 37-41. (ВАК, РИНЦ)

Предлагаемая статья выполнена в рамках получивших в последние годы новый импульс усадьбоведческих исследований, в частности, в рамках разрабатываемого в Институте мировой литературы им. А. М. Горького РАН проекта «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд» (грант РНФ, проект № 18-18-00129, руководитель О. А. Богданова). На формирование личности Алексея Николаевича Толстого оказали влияние социальные, культурные и эстетические обстоятельства, связанные с повседневной жизнью усадеб (или хуторов), расположенных в Самарской губернии и шире – на территории Среднего Поволжья. Детство писателя прошло на степном хуторе отчима, А.А. Бострома, в 70 верстах от Самары в деревне Сосновка, где была «барская обстановка». Здесь, по его воспоминанию, он жил «созерцательно-мечтательной жизнью». В статье образ усадьбы, усадебного сада и аллеи рассматриваются на примере поэтических и прозаических текстов А.Н. Толстого начала ХХ века. В стихотворениях рукописных тетрадей «Лунные сны» (1906–1907) и «Голубое вино» (1907–1908), созданных с опорой на поэтическую образность К. Бальмонта и А. Белого, основными мотивами стихотворений, посвященных изображению усадебного сада и его инвариантов рощи и чащи с аллеями и тропинками, становится воспоминание о прошлом, о потерянном рае и усталость от жизни. Если в развитии усадебной темы и в изображении сада и аллеи в поэзии Толстой следовал поэтической традиции Серебряного века, то в прозе он ориентировался на традицию русской литературы XIX века.