Андреева В. Г. Усадебный мир в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Филологический класс. 2023. Т. 28. № 1. С. 85–96.

https://xarakteristika.ru/yurij-zhivago/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fimages%2Fsearch%3Ffrom%3Dtabbar%26img_url%3Dhttps%253A%252F%252Fsun9-40.userapi.com%252Fimpg%252FQcGkL3WC1fg_QxeyHGq2bcLWC-8daP5kpKVBHg%252FuYHEfeRupxc.jpg%253Fsize%253D429x604%2526quality%253D96%2526sign%253D6e85746a3efeb7ff3dde4bd22a59bc9e%2526type%253Dalbum%26lr%3D43%26pos%3D11%26rpt%3Dsimage%26text%3D%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25BA%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%2520%25D0%25B6%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25B3%25D0%25BE%
Автор: 
Андреева В.Г.
31/05/2023

Андреева, В. Г. Усадебный мир в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» / В. Г. Андреева. – Текст: непосредственный // Филологический класс. – 2023. – Т. 28, № 1. – С. 85–96. – DOI: 10.51762/1FK-2023-28-01-08 (eLIBRARY, Академия Google, ERIH PLUS, Web of Science (ESCI))

В задачи статьи входят осмысление места и значения усадебного топоса в художественном мире романа Пастернака, анализ связи образа усадьбы с линиями главных героев, уяснение представлений персонажей о форме усадебной жизни в прошлом и ее возможной эволюции в новых условиях. Благодаря рецепции находок русских классиков Пастернак смог создать в начале романа «Доктор Живаго» атмосферу правильно текущей усадебной жизни. У Гончарова, Достоевского и Чехова Пастернак заимствует преимущественно те художественные находки, которые связаны с кризисными состояниями человека, его страстями, у Толстого писатель «перенимал» сам подход к жизни, целостное видение окружающего. Усадебная жизнь, по мнению Пастернака, была лучшей формой организации бытия, связывающей воедино близость человека к земле и физическому труду, его осмысление себя в истории и будущем рода, заботу о собственном доме и саде. Юрий Живаго у Пастернака, выросший в традициях усадебной культуры, не является воином и строителем, хотя обе эти социальные роли и функции ему приходится выполнять. Юрия Живаго даже нельзя назвать «передовым»: главная задача этого героя заключается в том, чтобы во время кризисов сохранить честь, живую душу, передать другим не зависящее от строя и политических столкновений знание о жизни. Автор статьи отмечает, что на пути лучших персонажей Пастернака огромную роль играет усадебный топос, образы семьи и дома как важнейшие смысловые и идейные центры романа. В статье доказывается, что кульминационной точкой на пути доктора Живаго в осмыслении разрушения усадебного прошлого и собственного возрождения, создания своего убежища становится Варыкино, в котором Юрий Живаго ощущает себя в полной мере мужчиной, отцом, хозяином и творцом, чувствующим слаженное течение времени, исполнение своего жизненного предназначения.