Богданова О.А. Своеобразие «усадебного топоса» в произведениях А.Н. Толстого 1910-х гг.

http://www.temasamara.ru/ext_news/culture/item/310896/
Автор: 
Богданова О.А.
27/10/2020

Богданова О.А. Своеобразие «усадебного топоса» в произведениях А.Н. Толстого 1910-х  гг. // Алексей Толстой: Диалоги со временем. Выпуск 3. М.: ИМЛИ РАН, 2019. 560 c. С. 9-22. ISBN 978-5-9208-0599-7 (РИНЦ)

В статье предпринято исследование феномена сельской помещичьей усадьбы в русской литературе рубежа XIX−XX вв. с точки зрения топики, восходящей к истокам новоевропейской культуры: античности, Средневековью, Возрождению. На материале произведений А.Н. Толстого 1910-х гг. рассмотрены актуальные для Серебряного века вариации мифологического сюжета жизни первых людей в библейском Эдеме, грехопадения и изгнания их из ветхозаветного рая: антично-христианский синкретизм (в котором Эдем смыкается с Элизиумом и Парнасом), любовный рай («сады Венеры»), эстетический рай (обусловленный признанием «божественной» самоценности искусства), сенсо́рный рай (максимальное удовлетворение человеческой чувственности), природный рай (окруженность прекрасным земным пейзажем). Также показано своеобразие «усадебного топоса» в произведениях Толстого 1910-х гг. Если в повести «Мечтатель (Аггей Коровин)» (1910) изображение усадьбы, как рая в целом, соотносится с известными в истории европейской культуры модификациями библейского Эдема и окрашено ностальгией по безвозвратно уходящему идеалу, то в рассказе «Овражки» (1913) на фоне утрачиваемого усадебного рая формируется перспективная неомифологема города-сада как синтетического образа, с одной стороны, объединяющего библейские рай-сад (Эдем), рай-город (Новый Иерусалим) и рай-небеса (здания и деревья на облаке), с другой — впитавшего современные автору социальные учения, изложенные в книгах английского утописта Э. Говарда «Города будущего» (русский перевод — 1911) и российского социолога В. Дадонова «Социализм без политики: города-сады будущего в настоящем» (1913). Научный вывод статьи: сохраняя архетипические библейские черты, топос восходящего к Эдему сенсо́рно-эстетического и природного рая трансформируется в творчестве Толстого в неомифологему города-сада, т.е. в завоеванный человеческими усилиями рай, далекий от канонически-церковных представлений, но обусловленный проективно-утопической интенцией эпохи. Использованы историко-типологический, мифопоэтический, герменевтический, концептуальный (константологический) и междисциплинарный подходы.