Дмитриева Е.Е. Городская усадьба Пьера Лоти в Рошфоре: экзотизм в литературе и повседневности

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Mosqu%C3%A9e_MaisonLoti_Rochefort.png
Автор: 
Дмитриева Е.Е.
13/12/2023

Дмитриева Е.Е. Городская усадьба Пьера Лоти в Рошфоре: экзотизм в литературе и повседневности // Mundo Eslavo. №22(2023). С. 183-195.  WoS, ERIH PLUS

Статья посвящена истории городской усадьбы Пьера Лоти в Рошфоре, – писателя, чье имя неразрывно связано с историей экзотизма во французской литературе. Ее создание есть пример слияния воедино замысла архитектурного и литературного, подобно Строберри Хилл Горация Уолпола, Эбботсфорда Вальтера Скотта и «Замка Монте-Кристо» Александра Дюма. В отличие от данных авторов, для Лоти усадьба стала сублимацией того, что ему не удалось, как ему самому казалось, выразить в творчестве. Экзотическое убранство виллы способствовало страсти Лоти к жизнетворчеству, превращению собственной жизни в театральные подмости. Но и страх смерти, преследовавший Лоти уже с юности, писатель пытался преодолеть, параллельно со словом, – декором, внутренним убранством своей виллы, позволявшим ему сопрягать времена. В статье подробно описывается одно из празднеств, устроенных Лоти в собственном доме, – Ужин Людовика XI, во время которого все приглашенные были одеты в костюмы эпохи и говорили на старофранцузском языке. Эксперимент Лоти можно сравнить с праздниками, которые потомки маркиза де Сада устраивали на своей средиземноморской вилле Иер. В определенном смысле, предвещали они и эстетическую практику сюрреалистов и то, что позже получило название events. Растворив свою жизнь в зеркальном отражении многочисленных экзотических романов, в свое истинное произведение Лоти превратил виллу, сделав ее воплощением собственной мифологии, в которой экзотика дальних стран превратилась в экзотику дальних веков.