Дмитриева Е.Е. Локус замка в романах Вальтера Скотта («Уэверли»)

Автор: 
Дмитриева Е.Е.
26/11/2023

Дмитриева Е.Е. Локус замка в романах Вальтера Скотта («Уэверли») // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 3. С. 101–112. (ВАК, РИНЦ) https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-3-101-112

Статья посвящена роли, которую различные замки сыграли в историческом повествовании Вальтера Скотта. Объектом исследования стал преимущественно его первый роман «Уэверли». Вопрос, поставленный в статье, формулируется следующим образом: почему Вальтер Скотт, дистанцировавший свое письмо как от жанра готического романа, так и реконструкции романа рыцарского (и тот и другой широко использовали топос замка), наполнял свои романы описанием замков, делая их основным местом действия и условием завязываемой в романах сюжетной интриги. Анализ его романов и в частности «Уэверли» показывает, что В. Скотт вводил в свои романы замки разной генеалогии: исторические и вымышленные, шотландские и английские, закрепляя за каждым из них свою особую функцию. Но объединяло их то, что в романном мире В. Скотта они выступали как эмблема слияния истории и современности, «поэзии и правды». Замок, уже утративший во времена В. Скотта свою основную романтически-рыцарскую функцию, оставался пространством мнемоническим, в котором история и легенда, подогреваемая воображением, одновременно и воспевается, и дезавуируется. Тема замков, превращающихся в руины и переходящих к другим владельцам, есть другая ключевая тема исторических романов В. Скотта. И единственным противодействием всепоглощающему времени служит игра воображения, механизм которого писатель запускает, апеллируя к пространству замка