Федосеева М.С. Интерпретации усадьбы в советском кинематографе

https://fioscan.ru/%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0-%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE/https://fioscan.ru/%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0-%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE/
Автор: 
Федосеева М.С.
08/10/2023

Федосеева (Акимова) М.С. Интерпретации усадьбы в советском кинематографе // Вопросы культурологии. 2023. №9. Том XX. С. 739-754. (РИНЦ, ERIH PLUS)

В статье на обширном материале анализируются особенности, динамика и способы создания образа усадьбы в советском кинематографе. Будучи на периферии культурного контекста эпохи, усадьба тем не менее оказалась востребованной советским кинематографом. В ходе работы выявлены два основных вектора решения образа усадьбы в лентах 1920–1980-х гг. (в том числе хронологических): негативная рецепция усадьбы и ее поэтизация. Если в первой половине XX в. усадьба, как правило, представала как продукт и оплот классового неравенства, то с 1960-х гг. («оттепели») кинематографический образ усадьбы становится более разработанным, разворачивается в сторону поэтизации. В статье подробно рассмотрена дискуссия вокруг кинофильма «Дворянское гнездо» (1969, реж. А.С. Кончаловский) как один из знаковых этапов процесса «реабилитации» русской усадебной культуры.