Ворон П.А. «Усадебный топос» и «город будущего» в творчестве Велимира Хлебникова

Эскиз комплекса зданий Организации Объединённых Наций, 1947-1948 гг. Иван Леонидов.
Автор: 
П.А. Ворон
23/12/2018

Ворон П.А. «Усадебный топос» и «город будущего» в творчестве Велимира Хлебникова. // Артикульт. 2018. №3 (31). С. 69-78. (ВАК, РИНЦ)

Синтетический образ русской помещичьей усадьбы, восходящий к библейскому Эдему, отразился в архитектурных поисках В.В. Хлебникова. Идея поэта-мыслителя об отсутствии временных и пространственных границ, его числовая концепция легли в основу конструирования новаторских архитектурных форм «города будущего» - «сетчатых» структур, - во многом обусловленных автобиографической рецепцией усадеб и дач, в которых бывал Хлебников, как органического единства сада и дома, природы и человека, прошлого и будущего. Впервые рассмотрена роль «усадебного топоса» в поэзии русского футуризма, а также сделан выод о том, что в русской литературе первой трети XX  в. именно «усадебный топос» стал субстратом такого важного для 1910-1920-х гг. культурного концепта, как «город-сад».