Дача Л.Н. Андреева «Белая ночь» в Ваммельсуу (ныне п. Серово), возле г. Териоки (ныне городское муниципальное образование Зеленогорск в составе Курортного района г. Санкт-Петербурга РФ), не сохранилась

https://terijoki.spb.ru/photos/i.php?/galleries/History/Collections/Marioki/Avans/pechi_Andreev-01-la.jpg

Специальный сайт отсутствует. Источники сведений:

http://www.leonid-andreev.ru/

Музей «Дом Леонида Андреева» в г. Орле РФ

https://terijoki.spb.ru/history/templ.php?page=vammelsuu-avans 

Дача Л. Андреева в Ваймельсуу (воспоминания детей, фотографии)

https://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/knigi/sovremenniki/leonid-andreev

Чуковский К.И. Леонид Андреев

https://cyberleninka.ru/article/n/o-dome-kak-zhiznestroitelnoy-praktike-moderna-dom-leonida-andreeva-na-chernoy-rechke

Боева Г.Н. О доме как жизнестроительной практике модерна (дом Леонида Андреева на Черной речке) // Ученые записки Орловского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. Орел: ОГУ, 2013. № 1. С. 235-239.

https://cyberleninka.ru/article/n/dva-doma-dve-zhizni-obnovlyonnaya-ekspozitsiya-doma-muzeya-leonida-andreeva

Икитян Л.Н., Полушина Т.В. Два дома – две жизни: обновленная экспозиция дома-музея Леонида Андреева // Гуманитарная парадигма. № 3 (10) – сентябрь 2019 г. С. 109-126.

http://litusadba.imli.ru/system/files/publication/verstka_bogdanova_vypusk_3_tipografiya.pdf

Луцевич Л.Ф. Дачно-усадебный комплекс «Русская Финляндия»: «Белая ночь» Леонида Андреева // Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+: Коллективная монография. М.: ИМЛИ РАН, 2020. С. 138-150. (Серия «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 3).

Дача одного из «властителей дум» Серебряного века, писателя Л.Н. Андреева (1871-1919) была построена в поселке Ваммельсуу под Петербургом на берегу Черной речки в 1907 г. Это был причудливый дом в стиле финского модерна, строительством которого руководил архитектор А.А. Оль, муж сестры писателя Риммы. Сам Леонид Андреев принимал деятельное участие в проектировании своей дачи «Белая ночь», которую также шутливо называл  «Виллой Аванс», поскольку она была возведена на авансы, полученные от издателей. «Дом, построенный по рисункам отца, был тяжел, великолепен и красив. Большая четырехугольная башня возвышалась на семь саженей над землею. Огромные, многоскатные черепичные крыши, гигантские белые четырехугольные трубы — каждая труба величиной с небольшой домик,— геометрический узор бревен и толстой дранки — все в целом было действительно величественным. Года через два дом перекрасили прозрачной краской, сквозь которую проступал рисунок дерева,— из рыжего он стал сине-черным, сделавшись еще красивее, но вместе с тем мрачней и тяжелее», – вспоминал сын писателя (Андреев В.Л. Детство: Повесть. М.: Советский писатель, 1963. С. 30).

Активный участник литературной жизни Петербурга Ф.Ф. Фидлер писал в 1908 г.: «Получив письменное приглашение, доехал вчера поездом до Райвола и оттуда извозчиком — до Черной речки (Ваммельсуу). Уже издалека виден массивный, не совсем обычный дом под красной кирпичной крышей и с башней — явно недостроенной. В прихожей мне навстречу быстро вышел Леонид Андреев, в высоких сапогах, перехваченных в верхней части ремешками, в шляпе, венчавшей голову, в черной плюшевой (или бархатной) куртке с большими круглыми пуговицами посередине (по правому и левому боку — перпендикулярно расположенные карманы). Он радостно приветствовал меня и сразу же стал показывать мне многочисленные комнаты, давая при этом пояснения» (Фидлер Ф.Ф. Из мира литераторов: характеры и суждения. М.: Новое литературное обозрение, 2008. С. 498).

Благодаря гостеприимству Андреева, его новый дом стал один из центров общественной и культурной жизни Петербурга начала ХХ в. Сюда приезжали обсудить новинки литературы и театра, пообщаться со знаменитым хозяином, погостить и, конечно же, отдохнуть. Здесь бывали И.Е. Репин, Н.К. Рерих, Ф.И. Шаляпин, А.М. Горький, И.А. Бунин, Д.С. Мережковский, А.А. Блок, Б.К. Зайцев, К.И. Чуковский, Тэффи, Г.И. Чулков, А.И. Куприн, Ю.А. Айхенвальд и мн. др.

Здесь Леонидом Николаевичем были написаны такие произведения, как «Рассказ о семи повешенных», романы «Сашка Жегулев» и «Дневник Сатаны», многие пьесы («Царь Голод», «Черные маски», «Анатэма», «Дни нашей жизни», «Океан» и др.), вся публицистика. Расхаживая по своему огромному кабинету, Андреев диктовал рождающиеся тут же произведения, а Анна Ильинична, вторая супруга, печатала их на машинке «Ремингтон». Теперь эта машинка представлена в мемориальном доме-музее Леонида Андреева в Орле, построенном в 1874 г. по собственному проекту отца писателя. Здесь писатель вырос, прожил до 20 лет. В 1894 г. в связи с трудным финансовым положением мать писателя дом продала. К счастью, постройка уцелела и уже почти 30 лет существует в статусе Дома-музея Леонида Андреева. Последние годы коллекция музея пополнилась  аутентичными вещами из утраченного дома писателя на Черной речке.

15 мая 1918 г. правительство Финляндии официально объявило о войне против Советской России. «Дом и земля в Ваммельсуу, требовавшие на свое содержание больших расходов, были заложены. Андреевы сняли небольшую дачу на северном берегу Финского залива в поселке Тюрисево» (Луцевич Л.Ф. Дачно-усадебный топос «Русская Финляндия»: «Белая ночь» Леонида Андреева. С. 147). После смерти Андреева, в 1924 г. дача была продана и разобрана.

Атмосфера и реалии знаменитой дачи отражены в повести дочери писателя В.Л. Андреевой (1910-1986) «Дом на Черной речке» (1974). Своему детству в Ваммельсуу посвятил стихи младший сын писателя от первого брака Д.Л. Андреев (1906-1959):

Бор, крыши, скалы, – в морозном дыме.
Финляндской стужей хрустит зима.
На льду залива, в крутом изломе,
Белеет зябнущих яхт корма.
А в Ваммельсуу, в огромном доме,
Сукно вишнёвых портьер и тьма.
Вот кончен ужин. Сквозь дверь налево
Слуга уносит звон длинных блюд.
В широких окнах большой столовой -
Закат в полнеба, как Страшный суд.
Под ним становится снег багровым
И красный иней леса несут.
Ступая плавно по мягким сукнам,
По доскам лестниц, сквозь тихий дом
Подносит бабушка к страшным окнам
Меня пред детски-безгрешным сном.
Пылая, льется в лицо поток нам,
Грозя в молчанье нездешним злом.
Он тихий-тихий... И в стихшем доме
Молчанью комнаты нет конца.
Молчим мы оба. И лишь над нами,
Вверху, высоко, шаги отца:
Он мерит вечер и ночь шагами,
И я не вижу его лица.

           Обзор подготовили О.А. Богданова, П.А. Ворон

Литературные имена: 
Андреев