12 марта 2019 г. в Каминном зале ИМЛИ РАН состоялся семинар «Феномен русской усадебной культуры в призме гуманитарной географии» – первое заседание междисциплинарного научного семинара «Русская усадьба в диалоге наук», организованного в рамках проекта Российского научного фонда № 18-18-00129 «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд» (рук. О.А. Богданова). Серия семинаров позволит участникам проекта, а также другим сотрудникам ИМЛИ РАН, представителям академической и вузовской науки познакомиться с терминологией, используемой в разных научных областях, выработать общие подходы к изучению русской усадебной культуры, опробовать и ввести новые термины, понятные представителям разных научных дисциплин.
Заседания междисциплинарного научного семинара «Русская усадьба в диалоге наук» предполагается проводить регулярно, приглашая к диалогу искусствоведов, социологов и других специалистов.
Организаторами семинара выступили отделы русской литературы конца XIX – начала ХХ в., русской классической литературы, новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья, классических литератур Запада и сравнительного литературоведения, Совет молодых ученых ИМЛИ РАН.
В прозвучавших на семинаре докладах, обсуждавшемся проспекте авторской монографии основного исполнителя проекта Е.Е. Дмитриевой, в конструктивной дискуссии актуализировались общие методологические подходы представителей разных наук к изучению феномена русской усадьбы.
Помимо членов научного коллектива, сотрудников ИМЛИ РАН и друзей проекта, в мероприятии приняли участие научные сотрудники Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына, студенты Московского педагогического государственного университета.
В своем вступительном слове руководитель проекта д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН О.А. Богданова поздравила присутствовавших с открытием в рамках проекта нового постоянно действующего междисциплинарного научного семинара «Русская усадьба в диалоге наук». В самом деле, феномен помещичьей усадьбы в настоящее время изучается чуть ли не десятком различных наук и областей знания: искусствоведением, историей архитектуры, музыковедением, географией, историей, социологией, экономикой, философией, культурологией, археологией, этнографией, краеведением и, наконец, литературоведением.
Одна из целей нашего междисциплинарного проекта, отметила О.А. Богданова, – оставаясь на почве литературоведения, рассмотреть подходы других наук и по возможности использовать их наработки в наших «усадебных» штудиях; другими словами, навести мосты между науками, адаптируя их методологию и категориальный аппарат к литературоведческим исследованиям, тем самым обогащая и углубляя их новыми аспектами и ракурсами.
Вот, например, такая научная область, как литературная география (ответвление недавно возникшей науки – гуманитарной географии), предлагает в качестве своего аналитического инструментария следующие термины: литературное место, литературный ландшафт, литературно-географическое пространство и др. В нашем проекте мы уже освоили один из пространственных терминов философии XX в. – гетеротопию М. Фуко, которая стала в литературоведческих исследованиях участников нашего научного коллектива рабочим понятием. Возникает вопрос: каково семантико-аналитическое соотношение между гетеротопией и литературно-географическим пространством? Совпадают ли их семантические поля или сквозь призму каждого термина мы можем освоить только одному ему доступные грани предмета нашего изучения – усадьбы? И есть ли в арсенале самого́ современного литературоведения категории и термины с аналогичными функциями и диапазоном анализа, например хронотоп (тоже когда-то взятый М.М. Бахтиным из другой научной дисциплины – психологии)?
Итак, наша важнейшая задача в проекте – это создание на почве литературоведения по возможности непротиворечивой междисциплинарной системы категорий и терминов для всестороннего исследования «усадебного топоса» в русской и мировой литературе и культуре XVIII – начала XXI в.
В течение 2019 г. в рамках нашего междисциплинарного семинара пройдут встречи с представителями трех наук, занимающихся феноменом помещичьей усадьбы: гуманитарной географии, искусствоведения и социологии. В 2020 г. этот ряд будет расширен. Героями сегодняшнего вечера станут гуманитарные географы, которых нам представит основной исполнитель проекта «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд» М.В. Скороходов.
В докладе «Гуманитарная география как методологический ресурс усадьбоведения» основной исполнитель проекта к.ф.н., с.н.с. ИМЛИ РАН М.В. Скороходов охарактеризовал специфику гуманитарной географии как научной дисциплины. Одним из ее основателей считают В.П. Семенова-Тян-Шанского. Еще в 1928 году этот ученый, статистик и географ, автор фундаментальных работ по районированию, городскому и сельскому расселению, одну из глав своей книги «Район и страна» посвятил теме «География и искусство». В книге отмечено: «Для всякого рода изображений у человека имеется четыре средства. Первое из них – лепка природных форм, второе – графика их посредством линий и штрихов, третье – изображение посредством красочных пятен и мазков и четвертое – передача впечатлений от них посредством слова и звука. Отсюда логически заключаем, что все виды искусства, пользующиеся этими средствами, должны иметь связь с географической наукой…». В своей монографии Семенов-Тян-Шанский рассматривает взаимодействие географической науки со всеми видами искусства, останавливаясь и на литературном творчестве.
Художественная литература, а также другие искусства важны для географа, поскольку они предоставляют ему для изучения различного рода описания и образы, и здесь наибольший интерес представляет именно ландшафт – как природный, так и культурный. При изучении гуманитарной географией природного и культурного ландшафта, их взаимодействия значительное внимание уделяется усадебным комплексам, для которых характерно внимание к естественному, природному ландшафту. Этот ландшафт приспосабливается создателями усадеб для своих нужд, однако при этом сохраняются его основные особенности. Водоемы становятся основой для каскадов прудов, через соединяющие их каналы и природные овраги перебрасываются мостики, занятые лесом массивы преобразуются в парки.
Гуманитарная география демонстрирует комплексный подход к усадебным комплексам, рассматривая их природную первооснову, историю создания, утраты и возрождения. Использование достижений гуманитарных географов в литературоведческих исследованиях русской усадьбы представляется актуальным. Важно понять терминологию, которую используют наши коллеги, учитывать в своих изысканиях их работы, картографические материалы. Сегодня в нашем семинаре участвует яркий представитель гуманитарной географии доктор географических наук, профессор кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, член Русского географического общества, исследователь культурных ландшафтов В.Н. Калуцков. Содокладчик – аспирант этой кафедры культуролог М.М. Морозова.
Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова В.Н. Калуцков и аспирант М.М. Морозова представили доклад «Орловский литературный регион: история формирования и важнейшие литературные места». Исследователи отметили, что под литературно-географическим регионом они понимают фрагмент литературно-географического пространства, устойчиво связанный с определенными литературными именами. Литературный регион формируется под воздействием двух важнейших регионообразующих процессов – художественного освоения и процесса мемориализации пространства. В основе первого процесса – создание ассоциативных литературных мест и формирование регионального сверхтекста, представляющего собой систему литературных и внелитературных компонентов. Сущность мемориального освоения заключается в наполнении культурного пространства мемориальными литературными местами – музеями, памятниками, улицами и названными именами писателей организациями.
На основе соотношения процессов художественного освоения и мемориализации пространства выделяется 5 этапов развития литературного региона: первичное литературно-художественное освоение пространства; художественное освоение пространства ключевыми писателями региона; первичное литературно-мемориальное освоение пространства; массовое литературно-мемориальное освоение пространства; современный (постсоветский) этап литературного освоения пространства.
В качестве модельного докладчики выбрали Орловский литературный регион, поскольку Орловский край связан с именами более чем 20 авторов, включая таких выдающихся писателей, как И.С. Тургенев, Н.С. Лесков и Л.Н. Андреев.
Ассоциативное место – место, описанное художественно в произведениях писателя. Подобные места обладают одним или несколькими связанными с ними образами. Это места, упомянутые в литературных текстах, и места, в которых разворачивается действие произведения.
Ярким ассоциативным местом в Орловском крае является ландшафтный парк «Дворянское гнездо» в г. Орле. Впервые образ «дворянского гнезда» появляется в одноименном романе И.С. Тургенева, опубликованном в 1859 г. По отношению к дому Калитиных понятие «гнездо» применяется лишь один раз – «дом Марьи Дмитриевны не поступил в чужие руки… гнездо не разорилось». Семья Калитиных живет в доме «в одной из крайних улиц губернского города О...». Еще при жизни Тургенева жители города «поселили» героиню романа Лизу Калитину в дом на Верхней Дворянской (Октябрьской) улице.
В 1832 году отцом Лескова был куплен дом в Орле, здесь прошло раннее детство писателя. О жизни в городе Лесков писал: «Наш дом в Орле был на Третьей Дворянской улице и стоял третий по счету от берегового обрыва над рекою Орликом». Образ «дворянского гнезда» появляется в произведениях Н.С. Лескова дважды. Процесс локализации мощного художественного образа – Орла как «дворянского гнезда», завершается в 1903 году: к 20-летию со дня смерти Тургенева в Орле рядом с «домом Калитиных» открывается упомянутый выше парк «Дворянское гнездо». Тем самым, образ «приземлился» и локализовался.
Таким образом, на материале Орловского края подтверждается гипотеза, согласно которой в основе формирования литературно-географического региона находятся два важнейших регионообразующих процесса литературного освоения пространства – художественный и мемориальный.
«Формулу» литературно-географического региона докладчики представили следующим образом: региональный сверхтекст + система региональных литературных мест. При этом важно, что сформировавшийся литературный регион обладает четкими внешними границами, которые вписываются в устойчивые (в данном случае областные) административные границы. Эти границы «работают» как культурный фильтр, формируя систему регионального литературного наследия в контексте региональной идентичности, опираясь прежде всего на «своих» авторов.
Наряду с теоретическим, понятие литературно-географического региона имеет, по мысли представителей МГУ, и прикладное значение, в том числе в сфере наследия, позволяя более точно выстраивать приоритеты региональной политики в сфере культуры, проектировать новые литературные места, способствовать развитию культурно ориентированного туризма.
Основной исполнитель проекта Е.Е. Дмитриева (ИМЛИ РАН) представила к обсуждению план-проспект монографии «Литературные замки Европы и русский “усадебный текст” (конец XIX – первая половина ХХ века)». В книге впервые в сравнительно-историческом аспекте будет представлен феномен русской помещичьей усадьбы и западноевропейского замка как реальных артефактов быта и культуры, породивших особый тип литературы, который в русской традиции принято называть усадебной, а в европейской – литературными замками (chateaux littéraires). Хронологические рамки исследования (конец XIX – первая половина ХХ века) не исключают отдельных экскурсов как в более ранние, так и в более поздние времена.
Книга состоит из четырех частей. В первых двух внимание фокусируется на западном «зеркале» русской «усадебной культуры» и русской усадебной жизни: европейских замках и усадьбах (виллах), которые так или иначе стали фактами русской культуры, а также на примечательных попытках воскрешения усадебной жизни в русской эмиграции первой волны. Две последние части книги в большей степени посвящены феномену западноевропейского замка – его осмыслению в литературе fin du siècle и его использованию как пространства жизнетворчества, что приводит к постановке вопроса об «усадебном топосе» как универсалии, тем самым возвращая нас к проблематике русской помещичьей усадьбы.
Издание ориентировано как на профессионального читателя: ученого, преподавателя, аспиранта, студента, так и на широкий круг интересующихся судьбами отечественного и зарубежного культурного наследия в их соотнесенности.
Каждый из докладов, а также представленный к обсуждению план-проспект монографии вызвали вопросы, комментарии и реплики слушателей. В прениях выступили: руководитель проекта О.А. Богданова (ИМЛИ РАН), основные исполнители проекта Е.Е. Дмитриева (ИМЛИ РАН), М.В. Скороходов (ИМЛИ РАН), исполнитель проекта Е.В. Глухова (ИМЛИ РАН), молодые ученые – исполнители проекта М.С. Акимова (ИМЛИ РАН), А.С. Акимова (ИМЛИ РАН), Н.В. Михаленко (ИМЛИ РАН), П.А. Ворон (ИМЛИ РАН) и др.
Отчет подготовил М.В. Скороходов