Отчет о научной командировке Е.В. Глуховой в г. Таллинн, 29 мая - 4 июня 2019 г.

Дачный домик Игоря Северянина в Тойла-Ору. Виды садово-паркового ансамбля усадьбы купца Елисеева в Тойла-Ору.
Дата проведения: 
04/07/2019

С 29 мая по 4 июня 2019 г. Е.В.Глухова находилась в научной командировке в г. Таллинн, проездом по пути через г. Йыхви и его окрестности, где располагаются усадьбы и дачные комплексы конца XIXXX вв., а также окружающие их культурные ландшафты.

Во время командировки в г. Таллинн Глухова приняла участие в работе международной научной конференции и выступила с докладом «Особенности “усадебного топоса” русского символизма в эго-документальной прозе Андрея Белого», а также подготовила и провела краткую ознакомительную презентацию сайта-спутника ИМЛИ РАН «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд»; в последний день конференции осуществлялась модерация секцией «Автобиографические нарративы: вымысел и реальность».

В ходе командировочной поездки были проведены библиографические разыскания в научной библиотеке Таллинского университета и составлена избранная библиография книг (на немецком и эстонском языках, всего около 20 наименований), относящихся к проблематике «усадебного топоса» на территории Эстонии; кроме того, были просмотрены редкие историографические издания и картография на немецком языке, в которых отражен взгляд на лифляндские поместья на территории Эстонии в XIX в. Также были изучены современные издания, посвященные истории усадебной культуры Эстонии (на русском и эстонском языках).

В г. Таллине были проведены полевые исследования дачного комплекса, в котором с 1919 до 1940 г. проживал эстонский писатель Антон Хансен Таммсааре (ныне – дом-музей). В прекрасном прибрежном районе Таллина располагается великолепный барочно-парковый ансамбль Кадриорг, построенный в 1718-1727 гг. Примерно до середины XIX в. вокруг Кадриорга располагались Слобода, заселенная в основном бедняками-ремесленниками. И уже во второй половине XIX в. соположенная прибрежная территория начинает застраиваться довольно внушительными дачными постройками, а затем владельцы дач получают доход от сдачи этих домов в аренду для постоянного проживания. В одном из таких деревянных зданий, предназначенных для летнего отдыха, проживал с 1919 по 1940 г. эстонский писатель Антон Хансен Таммсааре (1978-1940), представитель критического реализма, автор известных романов «Новый Нечистый из пекла», «Жизнь и любовь», «Я любил немку». Вершиной творчества Таммсааре стал пятитомный роман «Правда и справедливость; писатель также переводил на эстонский язык произведения Достоевского.

По происхождению выходец из крестьянской семьи, Антон Хансен, получил образование сначала в местной приходской школе, а затем в частной гимназии Хуго Треффнера в Тарту, и жил в Таллине с 1903 г.

Часть дачного дома Таммсааре снял для своей семьи в 1919 г., затем комнаты были выкуплена его детьми, и уже в советское время там была организована Таллинская городская библиотека, которая находится в здании до сих пор. Здание дачи принадлежало капитану Сооне, его каменный дом находится рядом со зданием деревянной дачного постройки. Дача предназначалась для четырех семей дачников, особенностью архитектурного решения этого двухэтажного здания была вместительная летняя веранда, расположенная на двух этажах правого и левого крыла. Сегодня в той части дома, где проживал Таммсааре, и где сохраняются прижизненные интерьеры, расположилась уникальная экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя.

В окрестностях Йыхви, в местечке Тойла, были проведены полевые исследования дачного домика писателя Игоря Северянина, в котором писатель проживал с 1918 по 1936 гг., изучен окружающий литературный ландшафт: осмотрена планировка сохранившегося садово-паркового ансамбля поместья купца Григория Елисеева в Тойла-Ору. Также были выполнены фотографии дачных усадеб, интерьеров и литературного ландшафта.

Собран и осмыслен в контексте эпохи рубежа XIX-XX вв. текстуальный и визуальный материал для подготовки статей по теме проекта «Усадебно-дачный топос русского модернизма».