Михаленко Н.В. Образ усадьбы в литературе и живописи конца XIX – начала XX века. // «Studia Wschodniosłowiańskie», 2019, № 19. С. 151–163. (РИНЦ)
Образ усадьбы часто интерпретировался как в произведениях русской литературы конца XIX века – началаXX, так и в живописи этого периода – общими были темы, мотивы, сюжеты. Идиллический образ усадьбы, проникнутый тишиной, покоем, безмятежностью, где человек живет в гармонии с природой, был создан в стихах И.А. Бунина «Бледнеет ночь...» (1888), В.В. Набокова «Прелестная пора» (1926) и др. и воплощен в картинах С.Ю. Жуковского «Солнце под вечер» (1914), «Усадьба осенью» (1906) и др. Образ усадьбы в восприятии лирического героя часто нес в себе память о первой любви, был проникнут атмосферой счастья. Так, романтизированный образ усадьбы воплотился в стихах Н.С. Гумилева «Старые усадьбы» (1913), Бунина «Тихой ночью поздний месяц вышел…» (1916) и др. и картинах К.А. Коровина«Сад Лариных» (1908), «Ночь. Дуэт» (1921), И.Э. Грабаря «Золотые листья» (1903). Иногда усадьба предстает как место, хранящее память об утраченном счастье, ушедшей жизни, создается образ родового гнезда, овеянного воспоминаниями. Можно сравнить картины С.Ю. Жуковского «Печальные думы» (1907), В.Д. Поленова «Бабушкин сад» (1878) и стихи А. Белого «Усадьба» (1903, 1925), К.Д. Бальмонта «Памяти Тургенева» (1894) и др. После революции 1917 г. в эмигрантской литературе образ разрушенного усадебного дома часто служил символом гибели России, ее самобытной культуры.
Ссылка на электронную версию журнала: https://www.ceeol.com/search/journal-detail?id=1381