Велигорский Г.А. «Тропинкой тесной и глухой / Между диваном и стеной»: «Игра в Робинзона Крузо» и ее пространство (река, лес, усадебный дом) в детской литературе и воспоминаниях (русско-английский контекст)

https://www.liveinternet.ru/users/mmalaxit/post455803603/
Автор: 
Велигорский Г.А.
05/12/2019

Велигорский Г.А. «Тропинкой тесной и глухой / Между диваном и стеной»: «Игра в Робинзона Крузо» и ее пространство (река, лес, усадебный дом) в детской литературе и воспоминаниях (русско-английский контекст) // Вестник КГУ. 2019. № 4. С. 75-82. (ВАК, РИНЦ)

В статье анализируется образ Робинзона Крузо и его интерпретация в детской игре в литературе Великобритании и России конца XIX – начала XX века. Мы анализируем, как и по каким причинам образ Робинзона Крузо оказался так привлекателен для нескольких поколений детей, как он трансформировался и как по-разному проявлял себя в детских играх. В основе нашего анализа будет лежать литературный материал, в основном – произведения детской литературы (поэзия Р.Л. Стивенсона, Р. Киплинга, проза К. Грэма), а также воспоминания писателей о детстве и автобиографическая проза. Отдельное внимание уделяется своеобразию «игры в Робинзона», которая велась по особым правилам и насчитывала несколько вариантов, задействовавших иногда лишь детское воображение, иногда преображавших окружающий мир, а иногда и требовавших театрального реквизита. Кроме того, «игра в Робинзона» требовала определенного пространства, и ребенок, у которого не было возможности отправиться на действительный остров, был вынужден адаптировать для своих целей окружающий мир, давая предметам новые функции, а землям – новые назначения.