С 16 по 20 мая 2018 г. руководитель проекта РНФ № 18-18-00129 О.А. Богданова находилась в командировке в Польше, где принимала участие в Международной научной конференции «Знаковые имена современной русской литературы. Евгений Водолазкин». Конференция проходила в г. Кракове (Польша) с 17 по 19 мая включительно. Заседания проводились в актовом зале Collegium Novum Ягеллонского университета, а также в трех аудиториях Collegium Maius. В ходе конференции О.А. Богданова приняла участие во всех заседаниях, неоднократно выступая в прениях и дискуссиях, а также прочитала пленарный доклад на тему «Своеобразие дачного топоса в романе Е.Г. Водолазкина “Авиатор”».
Кроме того, в течение командировки был исследован бывший загородный топос краковского замка Вавель, осуществлено знакомство с каталогами библиотеки Ягеллонского университета, проведены научные консультации по теме проекта с проф. Ягеллонского университета В.Г. Щукиным, создателем термина «усадебный текст» и автором установочной для научного направления проекта монографии «Миф дворянского гнезда. Геокультурологическое исследование по русской классической литературе» (1999).
Научный эффект командировки следующий:
- апробация перед широкой международной аудиторией статьи
Богданова О.А. DACHA AS TOPOS IN THE LITERATURE OF THE 20 CENTURY AND IN E. G. VODOLAZKIN''S NOVE L THE “AVIATOR”, написанной на основе прочитанного доклада и вскоре напечатанной в журнале «Филологический класс» (2018. № 2 (52). С. 134-140), индексируемом в международной базе данных Web of Science;
- сбор материала для написания индивидуальной монографии по теме проекта: Богданова О.А. Усадьба и дача в русской литературе XIX-XXI вв.: топика, динамика, мифология;
- научное полевое исследование средневекового замкового локуса, сохранившего специфическую композицию, на территории современного г. Кракова;
- ознакомление с научными фондами библиотеки Ягеллонского университета, связанными с темой проекта.
Своеобразие дачного топоса в романе Е.Г. Водолазктна «Авиатор»
Тезисы доклада О.А. Богдановой
В докладе дано общее понятие о топосе как выражении русской национальной аксиоматики, в рамках которой дачи XX века занимают значительное место. Обозначены основные локализации дачного топоса в романе Водолазкина: Куоккала, Сиверская и Алушта. Пространство дачи здесь по преимуществу психологическое и символическое, так как, за исключением единичных случаев, воспроизводится памятью персонажа. Кроме того, во второй части романа оно возникает в сознании сразу нескольких персонажей, зачастую не названных, что придает ему мифопоэтическое измерение.
Большинство романных обращений к даче связаны с воспоминаниями о Сиверской начала XX века. Созданный здесь образ знаменитой дачной местности под Петербургом соотносится с образами расположенных неподалеку усадеб Выра и Рождествено из произведения В.В. Набокова «Другие берега». Но в этой аллюзии – элемент антитезы: усадьба и дача – родственные, но все же разные топосы. Если усадьба в начале XX века оставалась воплощением преемственности поколений, укорененности в исторической почве, культурной традиционности, идиллического «земного рая», то дача воспринималась как временное, ничейное жилище, овеянное пошлостью и прагматизмом, ничего общего не имеющее с мифом о библейском Эдеме.
Однако в последней трети XX века отмечаются изменения в дачном топосе – он приобретает отчетливые коннотации усадебного: так, в нем появляется устойчивый мотив сохранения родовой памяти, он наделяется идиллическими характеристиками детства и юношеской влюбленности.
В романе «Авиатор» текстуально прослеживается, как топос дачи с характерными для дореволюционной эпохи негативно-нейтральными коннотациями переводится в аксиологический регистр усадьбы как «рая на земле». Таким образом, тип восприятия дачного топоса героем «Авиатора» Иннокентием Платоновым характерен не для начала, а для конца XX века, когда произошла определенная конвергенция дачи и усадьбы, переоценка первой. Это подводит к одной из главных мыслей романа: герой принадлежит ВСЕМУ XX веку, не только Серебряному, он сумел внутренне сродниться со всеми его десятилетиями, в том числе с 1990-ми годами. На смысловой романной глубине проступает онтологическая однородность века, постигаемая в экзистенциальном опыте. И достигается это с помощью поэтики анахронизма.