Скороходов М.В. «Дачный топос» в советской поэзии середины — второй половины XX в. в контексте усадебной традиции // Усадьба и дача в литературе советской эпохи: потери и обретения: коллективная монография. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 551–566.

Автор: 
Скороходов М.В.
31/07/2024

Скороходов М.В. «Дачный топос» в советской поэзии середины — второй половины XX в. в контексте усадебной традиции // Усадьба и дача в литературе советской эпохи: потери и обретения: коллективная монография / сост. О.А. Богданова; отв. ред. В.Г. Андреева, О.А. Богданова. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 551–566. (Серия: «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 8). https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0758-8-551-566 (РИНЦ)

В статье рассматриваются особенности «дачного топоса» в русской литературе советского периода, прослеживается его связь с «усадебным топосом», отмечены их общие элементы. Особое внимание уделяется саду, в том числе соловьиному, отсылающему к поэме А.А. Блока «Соловьиный сад» (1915). Усадебный или дачный сад, ассоциативно связанный с Эдемским садом, оказывается важным как для усадьбы, так и для дачи, что нашло отражение в поэзии середины — второй половины XX в. В ряде рассматриваемых произведений дачная жизнь ассоциируется с безмятежным времяпрепровождением, а дача — с местом, где можно скрыться от суетного города и повседневных проблем, с которыми сталкивается человек. Дача позволяет уединиться и посвятить себя творчеству. При этом в ряде случаев, например в лирике А.А. Ахматовой, дачное одиночество оказывается дисгармоничным фактором. С дачей и усадьбой связаны не только страницы творческой биографии целого ряда русских поэтов советского периода, но и память о них: на кладбище в дачном Комарове похоронена Ахматова, на даче в поселке «Советский писатель» в 1991 г. покончила с собой Ю.В. Друнина. Проведенный анализ показывает, что «дачный топос» оказал существенное влияние на русскую поэзию рассматриваемого периода.