
Статья посвящена проблеме мнемонической репрезентации усадьбы в произведениях А.П. Чехова и И.А. Бунина. На исходе XIX в. традиционный усадебный образ жизни постепенно дезактуализировался и стал восприниматься сквозь призму памяти – её возможности и ограничения по-разному интерпретируются писателями. Среди чеховских текстов рассмотрены рассказы «В родном углу», «У знакомых», «Верочка», «Дом с мезонином», «Ариадна», «Крыжовник», «Невеста», «В усадьбе», комедия «Вишневый сад». Согласно терминологии, предложенной М.В. Строгановым, в «усадебных» произведениях писателя различаются герои-автохтоны (коренные обитатели усадьбы) и транзитные персонажи (они оказываются в усадьбе проездом). Автохтону свойственны воспроизведение знакомых социальных практик (автоматическая память) и в то же время болезненная ностальгия; транзитный герой идеализирует усадьбу, но быстро отказывается от своих фантазий, сопоставляя их с реальностью, без труда забывает усадебное прошлое. Напряженное противостояние указанных типов не свойственно бунинским произведениям («Несрочная весна», «Жизнь Арсеньева», «Странствия», «Суходол»). Здесь субъект воспоминания – странник поневоле, автохтон, у которого в новых исторических условиях нет шанса на возвращение. Если память может запутать чеховского героя, стать источником иллюзий и заблуждений, то для бунинского персонажа она выступает своеобразной «точкой опоры» (П. Нора) в неостановимом течении истории. Бунин пересекает исторический рубеж, после которого мнемоническая привязанность к усадьбе мыслится не только безопасной, но и спасительной. В прозе Чехова она столь же ненадежна, как и прогностический взгляд в неопределенное «постусадебное» будущее.