Андреева В.Г. Усадебный топос Ясной Поляны в романе Б.Ш. Окуджавы «Похождения Шипова, или Странный водевиль» // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 2. С. 94–100.

https://vk.com/russian_painting?z=photo-35292550_280367120%2Fwall-35292550_52815 Похитонов И.П. Лев Толстой у «Дерева бедных» в Ясной Поляне (1905). Частное собрание.
Автор: 
Андреева В.Г.
16/08/2024

Андреева В.Г. Усадебный топос Ясной Поляны в романе Б.Ш. Окуджавы «Похождения Шипова, или Странный водевиль» // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 2. С. 94–100. https:// doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-2-94-100

В статье аналитически осмысляется роль усадебного топоса Ясной Поляны в романе Б.Ш. Окуджавы «Похождения Шипова, или Странный водевиль». Отмечается, что характеристика композиции, стилистики романа, ключевых принципов организации художественного текста немыслимы без оценки роли усадебного топоса. В художественном мире произведения существуют два образа Ясной Поляны – вымышленный и реальный. Первый появляется сразу и существует до финальной поездки жандармов с обыском в имение Толстого, реальный образ Ясной Поляны реализован в тексте за счет небольших по объему выдержек из писем самого Толстого к родным и друзьям. В работе применительно к роману характеризуется семантика усадебного сверхтекста и описываются его уровни. Топос Ясной Поляны способствует гармоничному сочетанию жанров исторического и авантюрно-психологического романов, позволяет Окуджаве выстроить целую систему оппозиций героев, точек зрения, отношения к событиям.