Богданова О.А. Усадьба и провинция в русской литературе XX века: семиотика, топика, динамика // Mundo Eslavo. №22(2023). С. 15-28. WoS, ERIH PLUS
В статье прослежена динамика топосов провинциального города и помещичьей усадьбы в «Бесах» Ф.М. Достоевского (1872), «Сатане» Г.И. Чулкова (1914) и «Докторе Живаго» Б.Л. Пастернака (1945-1955). Рассмотрено соотношение понятий «столица», «провинция», «усадьба» в топике русской литературы на протяжении почти столетия. В результате получены выводы о том, что: Достоевский в «Бесах» передал переходное состояние усадьбы между «столичностью» Золотого века русской культуры (конец XVIII – первая половина XIX в.) и тенденцией к «провинциальности» в эпоху либеральных реформ (1860-1870- е гг.); «провинциальность» усадьбы Серебряного века, уравнивание ее с близлежащим городом наиболее ярко воплотились в творчестве А.П. Чехова и вслед за ним – в «Сатане» символиста Чулкова, лишившего усадьбу духовно-христианского потенциала; в творчестве Пастернака литературная усадьба вновь обрела высокий статус «столичности» и ведущую роль в многовековой русской культуре, не исключая советских десятилетий. Показаны вариативность «усадебного топоса» в «Докторе Живаго» (Дуплянка и Варыкино), специфика уральской усадьбы как элемента «горнозаводской цивилизации», раздвоение образа Варыкина на воплощенный идеал русской классики XIX в., с одной стороны, и усадьбу советской эпохи как гетеротопию и сокровенный локус высокого христианского творчества – с другой. Методологическими ориентирами исследования стали феноменологический, структурно-семиотический, концептуальный, системно-функциональный и геопоэтический подходы.