Федосеева М.С. Усадебный нон-фикшн: феномен усадьбы в музейной мемуаристике // Усадьба и дача в литературе советской эпохи: потери и обретения: коллективная монография. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 398–416.

Автор: 
Федосеева М.С.
31/07/2024

Федосеева М.С. Усадебный нон-фикшн: феномен усадьбы в музейной мемуаристике // Усадьба и дача в литературе советской эпохи: потери и обретения: коллективная монография / сост. О.А. Богданова; отв. ред. В.Г. Андреева, О.А. Богданова. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 398–416. (Серия: «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 8). https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0758-8-398-416 (РИНЦ)

Музейная мемуаристика представляет собой интересный, но малоисследованный пласт текстов. В статье на примере Пушкинского заповедника, Болдина, Поленова, Карабихи, Ясной Поляны, Муранова, Дунина рассматривается феномен литературы нон-фикшн, связанной с музеефицированным пространством усадьбы: характерные сюжеты, особенности поэтики и т. д. Исследование музейной мемуаристики XX в. позволяет говорить о том, что, за рядом исключений, обусловленных новыми историческими реалиями, усадьба-музей как одна из жизнеспособных модификаций «усадебного топоса» в XX в. наследует его конститутивные особенности. Классический «усадебный» и «музейно-усадебный» топосы определяются такими свойствами, как устойчивость, преемственность, стремление к сохранению материального и нематериального наследия, относительно постоянный состав обитателей, объединенных в социокультурное сообщество особой системой ценностей и определенными моделями поведения («усадебный габитус»), и др. Кроме того, в музейной мемуаристике, как правило, воспринимающей музеефицированное усадебное пространство в идиллическом / элегическом ключе, есть место и негативной рецепции, что также наследует структуре классического «усадебного топоса».