Кнорре Е.Ю. Усадьба и война: мотив собирания «вселенского дома» в творчестве М.М. и В.Д. Пришвиных // Усадьба и дача в литературе советской эпохи: потери и обретения: коллективная монография / сост. О.А. Богданова; отв. ред. В.Г. Андреева, О.А. Богданова. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 104–116. (Серия: «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 8). https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0758-8-104-116 (РИНЦ)
В статье исследуется «усадебный миф» в дневниках Михаила Пришвина 1940–1945 гг., в книге «Мы с тобой. Дневник любви» (1939–1940), написанной писателем совместно с женой, а также в воспоминаниях Валерии Пришвиной «Наш дом» (1977). В годы Второй мировой войны «усадебный миф» становится частью автобиографического мифа Пришвина, в основе которого — мотив восстановления утраченного дома, родительской усадьбы Хрущево-Левшино в Орловской губернии. Поиски дома образуют творческую установку семьи Пришвиных, где дом — не убежище, но топос спасения всего погибающего, место откровения и радости преображенной жизни. В пространстве дома во время войны присутствуют черты «гетеротопии». Образ «дома-счастья», удаленного в глушь и одновременно включенного в общую жизнь, обращенного к страданиям современников, переходит в тему «вселенского дома» как творчества мира во время войны уже в воспоминаниях Пришвиной «Наш дом». В статье показывается, что усадебно-дачная жизнь Пришвиных — это не погружение в ностальгию по утраченному прошлому, не эскапизм в катастрофическое время войны, но осознанная практика, так называемый «усадебный габитус», который мобилизует человека в кризисный период истории, пробуждая «родственное внимание» и сострадание к Другому, объединяет людей в «невидимую общность», преодолевая стихийные, разрушительные силы войны внутри и вовне человека.