Михаленко Н.В. К вопросу о роли музыки в «усадебном тексте» // Парадигма: философско-культурологический альманах. Санкт-Петербург, 2019. № 30. С. 102-112. (РИНЦ)
В литературных и живописных произведениях, связанных с усадебной тематикой, часто упоминается исполнение музыкальных произведений, большое значение несет музыкальная символика. Герои, отделенные усадебным бытом от мира с его суетой, как бы оказываются в хронотопе искусства (например, как на картине С.Ю. Жуковского «Гостиная с роялем»). Исполнение музыкальных произведений становится важным символом, лейтмотивом, помогающим раскрыть идейное содержание того или иного текста. В усадебном тексте часто соседствует упоминание о народных песнях и авторских музыкальных произведениях, поскольку в самом топосе усадьбы соединяются образы дворянского и крестьянского быта («Неупиваемая чаша» И.С. Шмелева, «Путешествие в страну крестьянской утопии» А.В. Чаянова). Отсутствие звуков, музыки может восприниматься как символ затухания усадьбы (Брюсов «В полях заснувшие усадьбы…»).
Михаленко Н.В. К вопросу о роли музыки в «усадебном тексте»
Автор:
Михаленко Н.В.
02/10/2019