Велигорский Г.А. «Возрождаем век Астреи золотой!»: к истории английских усадебных огородов (XIX–XXI вв.) // Усадьба и дача в литературе советской эпохи: потери и обретения: коллективная монография. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 250–266.

Дэниел Риджуэй Найт. Девушка, срезающая цветы. https://artchive.ru/artists/61067~Deniel_Ridzhuej_Najt/works/365475~Devushka_srezajuschaja_tsvety
Автор: 
Велигорский Г.А.
31/07/2024

Велигорский Г.А. «Возрождаем век Астреи золотой!»: к истории английских усадебных огородов (XIX–XXI вв.) // Усадьба и дача в литературе советской эпохи: потери и обретения: коллективная монография / сост. О.А. Богданова; отв. ред. В.Г. Андреева, О.А. Богданова. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 250–266. (Серия: «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 8). https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0758-8-250-266 (РИНЦ)

В статье в диахроническом ключе прослежена история английского понятия “allotment” (огород): от первого употребления этого слова в литературе (конец XVII столетия) и возникновения в начале XIX в. огородов как таковых («коллективных садов» социалистических проектов Фергюса О’Коннера и Уильяма Корбета) с их ролью в восстановлении страны после аграрного кризиса и «голодных сороковых» — к формированию понятия «огород», осмыслению его британскими юристами и философами во второй половине XIX в., — через викторианскую эпоху (огородный «бум» конца XIX столетия, отраженный в творчестве многих авторов: эссеистике Ричарда Джеффриса (1870–1880-е гг.) и Кеннета Грэма (1890-е гг.), «Балладе о тридцати шиллингах» (1891) Джона Дэвидсона, романе Томаса Харди «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей» (1891), повести Артура Мэкена «Осколок бытия» (1903) и проч.), — к «огородному возрождению» 1930-х гг., «садам победы» (“victory gardens”) времен Второй мировой войны (1940-х гг.) и сохраняющейся и до наших дней популярности огородничества, находящей отражение в тематических радиопередачах, телесериалах и проч.