
В статье рассматриваются произведения Ю.В. Трифонова 1960–1970-х гг.: «Обмен», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Старик» и «Время и место». Выделяются основные виды литературных дач в творчестве Трифонова обозначенного периода (собственно дача, приморская дача, городская усадьба), определяются ключевые связи героев с дачным миром в указанных произведениях, а также говорится о биографическом контексте создания дачных пейзажей, связанном с детством писателя на даче в Серебряном Бору. Дачный быт и бытие характеризуют отношения человека с прошлым и настоящим, с детством, с семьей (особенно важной оказывается проблема взаимоотношений поколений). Ключевой деталью в дачных пейзажах становится растительный мир (сирень, георгины, сосны), их исчезновение означает утрату земного рая, которым для героев и является дача. Литературная дача в творчестве Трифонова эволюционирует, а разрушение дачи означает уничтожение прошлого, памяти о нем.