ОТЧЕТ руководителя проекта РНФ № 18-18-00129 «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд» О.А. Богдановой о командировке в гг. Бостон и Кавендиш (США) 13–22 июля 2019 г.

Дата проведения: 
02/08/2019

 

С 13 по 22 июля 2019 г. О.А. Богданова находилась в командировке в г. Бостоне, штат Массачусетс (США), где расположен Бостонский университет, и в г. Кавендише, штат Вермонт (США), в окрестностях которого расположена бывшая усадьба А.И. Солженицына, ныне находящаяся в частном владении наследников русского писателя. Научная работа во время командировки подразделялась на апробационную, библиотечную и полевую. 13 и 21-22 июля – дни приезда и отъезда, потраченные на авиаперелет Москва – Нью-Йорк – Бостон и обратно, а также трансфер от аэропорта до места проживания.

На XVII симпозиуме Международного общества Достоевского под названием «150 лет роману “Идиот”», проходившем в Бостонском университете с 14 по 19 июля 2019 г. с участием более 120 докладчиков из 25 стран мира (России, США, Канады, Бразилии, Аргентины, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании, Хорватии, Швеции, Украины, Китая, Японии и др.), О.А. Богданова прочитала подготовленный ею по теме проекта научный доклад «”Дачный топос” в романе Ф.М. Достоевского “Идиот” и в литературе Серебряного века». https://www.bu.edu/wll/files/2019/07/IDS-2019-PROGRAM-FINAL-book-fold-3.pdf     Таким образом, была проведена апробация одной из глав ее научной монографии «Усадьба и дача в русской литературе XIX-XXI вв.: мифология, поэтика, динамика», подготавливаемой в рамках плановой работы по проекту, перед широкой международной научной аудиторией. Было объявлено о том, что доклад подготовлен и прочитан при поддержке РНФ, проект № 18-18-00129. Доклад вызвал интерес у слушателей, вопросы и замечания по нему будут учтены автором при доработке главы для указанной монографии. Также О.А. Богданова участвовала во всех мероприятиях симпозиума, в прениях и дискуссиях, прослушала многие доклады, особое внимание уделяя в них дачно-усадебной тематике и теоретико-методологическим поискам, способствующим ее раскрытию.

В дни работы симпозиума в научной библиотеке Бостонского университета О.А. Богдановой был изучен каталог, отобраны и просмотрены следующие англоязычные издания по теме проекта:

Jones, Paul C. Unwelcome voices: subversive fiction in the Antebellum South. Knoxville: University of Tennessee Press, 2005. 225 p.;

Kirk, Colin L. People in plantations: a literature review and annotated  bibliography. Brighton, England: Institute of Development Studies at the University of Succex, 1987. 286 p.;

Urgo, Joseph R., Polk, Noel. Reading Faulkner Absalom, Absalom!: glossary and commentary. Jackson: University Press of Mississippi, 2010. 224 p.;

Loichot, Valerie. Orphan narratives: the postplantation literature of Faulkner, Glissant, Morrison, and Saint-John Perse. Charlottesville: University of Virginia Press, 2007. 244 p.;

Ammons, Elisabeth. Harriet Beecher Stowe’s Uncle Tom’s cabin: a casebook. Oxford; New-York: Oxford University Press, 2007. 248 p.;

Webb, Cynthia. Reframing the plantation house: Preservation critique in southern literature. ProQuest Dissertations Publishing, 2015;

Gainyard, Nicole. Troubles in Paradise: Rupture of the Pastoral Plantation Myth in American literature, 1832-1921. ProQuest Dissertations Publishing, 2013;

Wells, Jeremy. Romances of the white man’s burden race, empire and the plantation in American literature, 1880-1936. Nashville: Vanderbilt University Press, 2011. 249 p.;

Hall, Michael. The English country house: from the archives of Country life, 1897-1939. London: M. Beazley, 1994. 192 p.;

MacKay, Robert B. Gardens of Eden: Long Island’s early twentieth-century planned communities. New-York; London: W.W. Norton & Company, 2015. 303 p.;

 Santruckova Marketa, Demkova Katarina, Dostalek Jiri, Frantik Tomas. Manor gardens: Harbors of local natural habitats? // Biological Conversation, January 2017, Vol. 205, pp. 16-22;

Chandler, Catherine. Voices without authority in British fiction from Godwin to Scott. ProQuest Dissertations and Theses, 1995;

“Shallow” Estates and the “Deep” Wild: The Landscapes of Charlotte’s Smith’s fiction // Tulsa Studies in Women’s Literature, 2015, Vol. 34 (2), pp. 249-272;

Labbe, Jacqueline M. Metaphoricity and the Romance of Property in “The Old Manor House” // NOVEL: a Forum on Fiction, 1 April 2001, Vol. 34 (2), pp. 216-231; etc.  

В результате был уяснен ряд особенностей понимания и изучения усадебной культуры в США, в первую очередь связанной с литературой североамериканского Юга: структура и наполнение усадебного пространства, взаимоотношения владельцев усадеб с негритянскими работниками на плантациях до Гражданской войны Севера с Югом и после, когда поместная жизнь и аристократические традиции Юга приходили в упадок. Продуктивным представляется сопоставление русской и американской усадебной культуры XIX – начала XX в. в литературах обеих стран с целью выявления универсальных черт и национальных различий.

20 июля О.А. Богдановой было проведено научное полевое исследование усадьбы А.И. Солженицына, в которой русский писатель-эмигрант проживал вместе с семьей с 1976 по 1994 г., для чего была предпринята поездка в окрестности г. Кавендиша (штат Вермонт, США), за 160 км от Бостона. Были осмотрены: главный двухэтажный деревянный жилой дом семьи Солженицыных, доставшийся им от прежних американских владельцев; высокий трехэтажный каменный дом с двумя просторными кабинетами и домашней церковью, специально выстроенный писателем для написания эпопеи «Красное колесо»; маленький одноэтажный павильон у пруда, в отдаленной части усадьбы, где писатель работал в жаркие летние месяцы; естественная беседка из сросшихся берез, где был сооружен самим писателем письменный стол. Были изучены природные особенности территории, ее организация: густая посадка деревьев, отсутствие специально высаженных аллей и цветников, огород, плодовые кустарники, естественная поляна с неровными очертаниями, водоем, спуски и подъемы, тропы диких зверей, иногда заходивших к людям, – т.е. тот культурный (литературный) ландшафт, отражение которого ощутимо в содержании и форме ряда произведений Солженицына: в частях романа-эпопеи «Красное колесо», «Угодило зернышко промеж двух жерновов (Очерки изгнания)» и др. Показателен и окружающий усадьбу русского писателя в американской глубинке мир: ведущая к ней уединенная грунтовая дорога, покрытая щебенкой, быстрая каменистая речка со скалистыми участками берегов и галечным дном, неброская спокойная растительность, характерная для умеренно континентального климата (здешняя природа напоминала Солженицыну русскую), простые однообразные строения и сонная атмосфера захолустного Кавендиша, почту, школу и магазин в котором регулярно посещали члены большой семьи писателя. Создание усадебного Дома близ Кавендиша было обусловлено не только культурно-генетической памятью Солженицына (родившегося в предгорьях Кавказа и впитавшего в себя образы русской классической литературы), но и необходимостью вырастить и полноценно воспитать, причем обязательно «на земле», троих малолетних тогда сыновей. Так как усадьба продолжает находиться в частном владении и ее осмотр возможен лишь при соблюдении условий наследника, то сделать фотографии на ее территории и внутри строений не удалось. Около 20 фотографий сделаны в самом Кавендише и по дороге из него к усадьбе Солженицына.

 

Итак, научные результаты командировки следующие:

1. апробирован перед широкой международной научной аудиторией и осмыслен в контексте эпохи второй половины XIX – начала XX в. материал для написания главы в научной монографии по теме проекта «Усадьба и дача в русской литературе XIX-XXI вв.: мифология, поэтика, динамика»;

2. дополнен иностранный раздел Библиографии по проекту РНФ № 18-18-00129 на сайте litusadba.imli.ru  по материалам научной библиотеки Бостонского университета;

3. собран дополнительный материал для разработки участниками проекта научных тем «Своеобразие дачно-усадебной жизни русских писателей-эмигрантов за рубежом» и «Влияние литературного ландшафта на поэтику произведений».

 

В.н.с. ИМЛИ РАН, д.ф.н.                                                            О.А. Богданова                   

 

25.07.2019 г.