В издательстве ИМЛИ РАН продолжается выход книг из научной книжной серии «Русская усадьба в мировом контексте». Вышел ее восьмой выпуск – коллективная монография «Усадьба и дача в литературе советской эпохи: потери и обретения» (М.: ИМЛИ РАН, 2024. 672 с.) (РИНЦ).
Задача издания — зафиксировать и осмыслить усадьбу и дачу как виды художественного пространства в литературе XX в., утвердить жизненность «усадебного топоса», в контексте исторических катастроф принявшего новые формы: усадьбы-музея, усадьбы-дачи, усадьбы-санатория, усадьбы — дома отдыха / творчества и т. д., — оставаясь активно-творческой средой, репродуцирующей базовые черты национальной ментальности. Включение в многовековой «усадебный текст» писателей советского периода: Ф.В. Гладкова, К.А. Федина, В.Я. Зазубрина, А.Н. Афиногенова, М.М. Пришвина, Б.Л. Пастернака, К.Г. Паустовского и др. — показывает, что литература СССР, со всеми ее противоречиями, — органическая часть русской культуры. То же относится к «усадебному тексту» русской эмиграции в творчестве И.А. Бунина, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, С.Р. Минцлова, В.В. Набокова, С.Д. Довлатова и др. Универсальность феномена усадьбы в XX в. раскрывается в литературно-компаративных работах о писателях Индии, Ирана, Сербии, Англии, Франции, Испании. Особое место — у исследований «дачного топоса», в советское время потеснившего усадебную тематику благодаря упразднению и переформатированию владельческих усадеб. Метаморфозы «дачного текста» в 1910–1990-е гг. осмысляются на материале творчества Г.И. Чулкова, Б.Л. Пастернака, А.П. Гайдара, Ю.В. Трифонова, Ю.О. Домбровского, В.В. Перуанской, Т.Н. Толстой, Ю.В. Мамлеева, Е.Г. Водолазкина и др. Коллективная монография включает статьи 44 авторов, распределенные по 5-ти проблемно-тематическим разделам, отражающим важнейшие сферы бытования феноменов усадьбы и дачи в литературе XX в.: «усадебный текст» в советской, эмигрантской и мировой литературе, новые репрезентации «усадебного топоса» в условиях XX в., а также «блеск и нищету» литературной дачи как образа жизни и предмета изображения. Книга адресована специалистам-гуманитариям, прежде всего литературоведам, а также учащимся и широкой аудитории заинтересованных читателей.
Титул, оборот титула, оглавление
Отклики: